Является ли эмиграция самоцелью или где взять деньги?

Последние месяцы (годы) многие украинские бизнесмены, независимо от размера их компании, пытаются лихорадочно искать деньги (инвестиции или финансирование).

Попробуем найти ответ на простой вопрос – кто готов сегодня направить свои денежные ресурсы в украинскую экономику? Кто готов не просто рискнуть, а еще и уговорить других сделать это, даже объясняя риски высокой рентабельностью? Не говоря уже о политических проблемах, а также всеобщем недоверии к судебной системе, которая должна обеспечивать гарантии сохранности вложенного капитала.

Если говорить о крупном украинском бизнесе, то на сегодня он переживает серьезные испытания. Один за другим крупные холдинги выпадают из листинга на международных фондовых биржах, существенно теряют в цене своих акций или не могут рассчитаться по кредитам/облигациям. Все это приводит к усилению недоверия со стороны западных организаций (банков, фондов, организаций) к компаниям, можно сказать, родившимся в Украине. Почему мы так говорим, потому что ни одна отечественная бизнес группа не размещала свои акции от имени украинского юридического лица. Во всех случаях проведение IPO осуществляла материнская компания зарегистрированная в ЕС. Таким образом инвесторы старались защитить себя… Как видим это не явилось для них существенной гарантией. О причинах случившегося можно писать много, но главными факторами явилось, с одной стороны (инвесторы), нежелание углубляться в детали и большой спекулятивный интерес, а с другой стороны (украинский бизнес), при наличии очень высокой операционной прибыльности и больших привлеченных денежных средств, отсутствие понимания, что нужно осуществить серьезные изменения внутри своего бизнеса для совершенствования эффективности деятельности.

 04_17_2_prev

Как же развиваться украинским компаниям из разряда SME (малые и средние предприятия)? Какие у них есть возможности? Для развития нужны финансовые ресурсы. Не только, конечно, но это как кровь в организме человека. Где их взять? Вариантов не очень много.

1.Поискать у себя в Балансе. Неликвидные запасы, просроченная дебиторская задолженность, редко используемые основные средства, излишний ассортимент продукции и недостаток квалифицированных сотрудников. Есть резервы? Всегда. Но ведь это не интересно. Нужно с кем-то или чем-то бороться. Проще просто привлечь деньги со стороны. О своих дополнительных не говорим. Они уже по максимуму вложены, смотри перечень в этом пункте в начале.

2.Частные кредиты или инвестиции – часто путают эти понятия, на понятийном уровне. Извините за тавтологию. Может не быть оформленного залога, но такой кредит всегда дорогой. Договоренности не очень четкие, и часто возникает недоразумение, когда приходится не только вернуть кредит с процентами, но еще и инвестиции и при этом остаться без доли в компании.

3.Банковский кредит. На сегодня не совсем понятно каким бизнесом с какой маржей нужно заниматься, чтобы суметь его вернуть и выплатить такие большие проценты в отечественной валюте. А если уже все заложено давно или нечего в этом качестве предложить? Как быть ИТ компаниям?

4.Инвестиционные или венчурные фонды (компании). У таких украинских компаний мало ресурсов и они реально немногочисленны и работают с теми, кто может гарантировать стабильные продажи, а эти рынки находятся за пределами Украины. Западные инвестиционщики практически всегда вкладывают средства в компании зарегистрированные и реально работающие в приемлемых, например, европейских, юрисдикциях.

5.Международные организации/учреждения (МФК, ЕБРР). Для малого бизнеса предлагают программу, по которой можно получить безвозмездную помощь на повышение эффективности своей работы в диапазоне от 10 до 60 тыс евро. Кредиты выдают от суммы в 10 млн евро. К сожалению, последнее может быть интересно только крупным компаниям. Есть еще отраслевые или специализированные программы, но они не имеют массового применения. Осуществление IPO для SME сильно ограничено.

Какие же действия может предпринять украинская компания, чтобы не просто выжить в существующих политико-экономических условиях, но и развиваться?

Что мы можем продавать, кому и где?

Нам нужно открыть для себя новые рынки сбыта своей продукции и услуг.

Для этого есть два варианта.

1.Организовать свои продажи напрямую. Важно найти партнеров/клиентов. Необходимо, чтобы качеству продукции доверяли. Важно чтобы клиенты были уверены в сроках поставки. А еще внешнеэкономические клиенты хотят платить по прибытию товара к ним. Как все это обеспечить? Где можно получить финансирование на весь цикл от производства до доставки к клиенту? Смотри выше… У кого-то именно так и получается работать, но это не массовые случаи. А ведь есть еще вопрос. Не с посредниками ли приходится торговать? У кого оседает существенная часть маржи? Конечно, на начальном этапе можно начинать с этого, но стоит попробовать второй вариант.

2.Открытие торгового дома или сразу производства в Польше (ЕС). Почему у наших соседей? Потому, что близко? Это тоже важно. Но еще одним существенным фактором является то, что экономика этой страны успешно развивается все последние десять лет и был рост даже во время недавнего мирового кризиса. А еще Польша получает от ЕС гранты на сумму превышающую 80 млрд евро на период с 2014-2020 г.г. А ведь нам есть, что предложить?! Нужно только понимать и соблюдать четкие правила организации и ведения своего бизнеса на территории Европейского Союза. А ведь если компания проработала один год, то можно попытаться привлечь инвестиции на альтернативной площадке NewConnect от Варшавской фондовой биржи. О простоте получения банковских кредитов для финансирования своих инвестиционных проектов и их стоимости можно говорить с уверенностью. А ведь есть еще и гранты, есть компенсации от государственных институтов инвестиционных затрат до 50% от утвержденной стоимости и многие другие возможности.

 flagi

Чем мы можем быть полезны друг другу?

Наша цель (миссия) – являться аналитическим мостом между мощными ресурсами Европейского Союза (ЕС) и неиспользованным/недооцененным/невостребованным потенциалом экономики Украины. Именно мост обеспечивает двустороннее движение, когда в одну сторону (западную) могут перемещаться идеи и энергия их реализации (человеческий ресурс), например, современные продукты и технологии в области ИТ, а в обратную сторону (восточную) могли бы пойти финансовые ресурсы, а также высокие стандарты ведения бизнеса, особенно в плане сертификации качества производства продукции и оказания услуг.

Все эти перемещения временные, как и все вокруг. Но на сегодня если самим не отправиться на поиск новых возможностей, то последние к нам в руки не упадут. Просто невозможно сидя дома или в своем офисе получить просто из интернета нужную информацию. Ведь бизнес строится на контактах, на доверии. Так что вопрос не в эмиграции или выезде туда, где уже хорошо. Получается, что если не создавать свой бизнес в странах с успешно развитой экономикой и большими ресурсами, то мы не сможем глобально реализовать свои возможности здесь.

И еще, чтобы победить, нужно много работать…

logotyp

P.S. При создании нашей компании мы не ставили себе как цель заниматься только семинарами или оказывать помощь в открытии новой компании. Это не главное. Сегодня мы стараемся к каждому запросу подойти в комплексе. Помочь в изучении рынка, поиске и налаживании необходимых контактов, решении многих вопросов, связанных организацией жизненного пространства (жилье, школы и т.д.) или с собственно ведением бизнеса, в том числе с автоматизацией всех видов учета, планирования и отчетности. Мы не все делаем сами. У нас есть сильные партнеры. Как показывает практика (не верьте, что любую новую компанию можно зарегистрировать за 3-4 недели…), не существует единого решения для всех в вопросе построения успешного бизнеса. Слишком разными могут быть идеи, способы их реализации и стартовые возможности. Но мы уверены, что вместе сможем найти приемлемое решение именно для Вас. Добившись успеха вместе с Вами, мы сможем помочь другим.

Регистрируйтесь на семинар «Ведение бизнеса в Польше».